Транспортная доступность региона более или менее приемлема только с точки зрения российских туристов, проживающих на Урале и в Поволжье. Для жителей других регионов России, и тем более других стран, потери времени на дорогу туда и обратно неоправданно большие. В этом отношении принципиально ничего не изменилось с советских времен. Областной центр региона небольшой город Актау (бывший Шевченко) связан железной дорогой с узловой станцией Бейнеу, расположенной на железнодорожной ветке Макат - Ургенч. Узловая станция Макат расположена на железнодорожной ветке Челябинск - Астрахань, которую на узловой станции Кандыагаш пересекает железнодорожная ветка Оренбург - Чимкент. Логичные пассажирские сообщения Актау по железной дороге это прямые поезда: Челябинск - Актау, Астрахань - Актау и Оренбург - Актау, то есть все рейсы могут быть только международными. Прямой железнодорожной связи с Астаной, расположенной от Актау более чем в 2400 километрах нет. Морской порт Актау может связать регион с Баку (но в плане развития туризма это бесполезно), с Махачкалой (тоже для развития туризма не имеет смысла) и с Астраханью. Только морское сообщение с Астраханью имеет определенное (небольшое) значение для развития туризма на полуострове Мангышлак. Для туристов главные ворота полуострова Мангышлак - это небольшой аэропорт города Актау. Сам город тоже небольшой, жгучего экономического интереса не представляющий, да и не могущий представлять. Ведь строился город как полностью автономный, секретный объект по переработке урана. В газовой и нефтяной отраслях, развивающихся здесь сейчас, контракты заключаются на многие годы и не подразумевают активной командировочной деятельности. Конечно, в мире существуют небольшие города, имеющие большие аэропорты, которые соединяют их постоянными авиарейсами со множеством крупных городов. Такие города всегда мировые центры туризма, например альпийские Инсбрук и Зальцбург. По численности они такие же как и Актау, но вокруг них существует развитая индустрия туризма. Актау в этом отношении уступает любой альпийской деревне и даже сахарскому городу Тимбукту, ставшему синонимом вселенского туристского захолустья. Основным туристским транспортом региона пока может быть только железная дорога. И прямой поезд Актау - Челябинск - главное условие развития туризма на полуострове Мангышлак.
|